Сувенирные изделия и полиграфия стоят на высокой ступени в позиционировании компании, что объясняется закреплением с помощью этого вида рекламного носителя фирменного стиля компании, повышая его узнаваемость среди базы клиентов и партнеров. Сувениры также укрепляют в сознании принципы работы компании и профиль деятельности.
Другой стороной качественной сувенирной продукции является указание на солидность организации и ее уверенность в завтрашнем дне. Рассмотрим и проведем анализ основных свойств сувенирной продукции и полиграфии.
1. Сувенирная реклама
Задачей сувенирной рекламы является формирование положительного имиджа компании и укрепление лояльности клиентов, желания стать партнером, другом, клиентом. Помимо этого, сувенирная продукция помогает фирменному стилю запомниться и остаться на слуху у целевой аудитории.
Классифицировать всю сувенирную продукцию по единому признаку представляется сложным, так как перечень товаров постоянно расширяется, всегда придумывается что-то новое. Поэтому ниже представлена приблизительная классификация, включающая в себя самые традиционные наборы сувениров:
-
Рекламный текстиль: футболки, рубашки, толстовки (худи), майки, бейсболки, козырьки, зонты, ветровки, сумки, фартуки и множество других видов;
-
Сувенирная продукция: ручки (пластиковые, металлические и деревянные, чехлы и футляры, зажигалки, брелоки (рулетки, фонарики, зажигалки, открывашки и другие);
-
Деловые подарки: канцелярские изделия (подарочные наборы), ежедневники и еженедельники, визитницы, телефонные книги, портмоне, портфели и другие виды;
-
Промо-продукция: кружки, пепельницы, значки, флаги, вымпелы, памятные печатные издания, награды (медали и кубки), полиэтиленовые и бумажные пакеты, бейджи, ленты и так далее;
-
Электроника/ПК: электроника, радио, калькуляторы, USB-флэшки, часы (настенные, настольные, наружные), CD/DVD с фирстилем компании, компьютерным средства ввода (мыши), компьютерные гаджеты и другие элеткронные сувениры;
-
Сезонная продукция: новогодние сувениры, подарки на 8 марта, 23 февраля, день рождения компании, а также другие праздники и события;
-
Полезные мелочи: пивные стаканы, кружки, костеры, чайная и кофейная посуда, фляжки, бокалы, рюмки, фужеры, стопки, вазы, монетницы, шкатулки, пляжные принадлежности, игры, элементы декора, антистрессы;
-
Продукты и напитки: шоколад, конфеты и напитки с логотипом (в т.ч. подарочный алкоголь).
Изготовлением сувенирки занимается множество компаний, профилем которых являются дизайн и производство полиграфических и типографических материалов. Рынок услуг свободный, и ввиду огромной конкуренции ценовая политика достаточно прозрачная. Способы изготовления представлены ниже:
-
Тампопечать — используется для печати на самых различных поверхностях сувенирной продукции: ручки, зажигалки, барабанные палочки, брелоки. По материалам печать возможна на стекле, металле, пластике. Этот метод отличается низкой стоимостью и широким спектром использования;
-
Шелкография — с помощью этого метода логотип и другие элементы фирменного стиля переносятся на футболки и другой текстиль, дизайнерскую бумагу, визитки. Отличие печати шелкографией — перенесенное изображение не стирается;
-
Лазерная гравировка — используется для переноса логотипа на деревянные и металлические поверхности: ручки, зажигалки, брелоки, термосы и так далее. Также с помощью лазерной гравировки производятся шильды;
-
Деколь — применяется для нанесения на кружки, тарелки, стеклянную посуду: бокалы, пивные стаканы и кружки. Сильные стороны деколирования — большая рабочая область запечатки, прочность нанесения.
-
Вышивка — используется при нанесении логотипа или элементов фирстиля на текстиль. Производство автоматизировано с помощью компьютера, на выходе получается долговечное изображение. Вышивка используется в нашивках, шевронах, полотенцах, футболках и так далее;
-
Тиснение — представляет из себя выдавливание логотипа на поверхности, применяется при создании фирменных ежедневников, органайзеров, удостоверений, записных книжках. Распространен также при производстве полиграфических материалов: визитки, открытки, приглашения, дипломы и грамоты и другие.
Сувенирная продукция включает в себя много видов, и полный перечень составить невозможно, так как дизайнеры каждый раз придумывают новые виды подарков.
2. Полиграфия и POS-материалы
Рекламная полиграфия — это распространяемая об организации информация, рассказывающая о конкретных товарах и услугах, формирующая клиентскую лояльность, потребительскую ценность, а также оказывает влияние на поддержание имиджевого воздействия на внешнюю и внутреннюю корпоративную среду. Условно можно разделить полиграфические рекламные материалы на две группы:
-
Офисная полиграфия: набор типичной полиграфии для офиса, без которой невозможна работа никакой компании. Ориентация — на внутрикорпоративную среду;
-
Рекламная полиграфия: POS-продукция, направленная на внешнюю маректинговую среду.
Рекламная полиграфия во многом схожа с сувениркой, потому мы сейчас и рассматриваем их вместе. Как правило, производство сувенирной продукции может быть налажено теми же средствами, что и полиграфические рекламные материалы. Чтобы создать качественные полиграфические продукты, необходим проработанный дизайн. Базовыми видами для этого направления являются графический и промышленный (предметный) дизайн.
Офисная полиграфия с символикой компании используется прежде всего для демонстрации клиентам и партнерам унифицированного стиля предметов работы (брошюры, календари, папки и так далее). Первая ассоциация при виде собственной офисной полиграфии — это устойчивость и надежность компании, ее успешность и стабильное положение на рынке.
Рекламная полиграфия в свою очередь решает другие задачи: она как привлекает новых клиентов, так и удерживает уже существующих. POS (point of sales — дословный перевод «точки продаж») — это рекламная полиграфическая продукция, направленная на клиентов, которая распространяется в местах скопления потенциальных клиентов рекламируемой компании.
POS-материалы распространяются и демонстрируют положительные стороны товара или услуги тремя основными способами:
-
рекламные стойки различной конструкции, которая зависит от типа материалов: листовки, брошюры и журналы требуют разного количества места в стойке;
-
лично в руки через распространителей, чаще всего в формате листовок в местах скопления ЦА: входы и выходы метрополитена, остановки, торговые центры и так далее;
-
через специализированное торгово-демонстрационное оборудование.
Подспорьем для рекламщиков является вопрос отнесения к POS-материалам HoReCa, а также наружных рекламных установок: кронштейнов, крышных установок и так далее. Множество рекламных компаний предлагает услуги по производству перечисленных видов рекламы в контексте POS-материалов. Мы считаем это неверным, так как эти виды рекламы, несмотря на схожие с POS задачи, относятся к группе наружной рекламы.
Чаще всего POS-материалы распространяются в следующих местах:
-
Наружная группа: указатели, постеры, информеры;
-
Входная группа: дверные таблички, напольные указатели;
-
Специальные POS-средства: рекламные стойки;
-
Места выкладки: дисплеи, диспенсеры, держатели ценников;
-
POS-средства для оформления кассового и околокассового пространства: навесные торговые дисплеи и диспенсеры, монетницы, разделители товаров;
-
Места потребления продукта: мебель с символикой компании;
-
Раскладное POS-оборудование: промостойки, настольные и напольные дисплеи;
-
Автономные жидкокристаллические дисплеи: размещаются в местах скопления ЦА (ТЦ, ТРЦ, общественный транспорт), в торговых залах (полки, прикассовая зона).
Существует огромное число различных видов рекламной полиграфии, и некоторую их часть, относящуюся к офисной, мы отнесли к сувенирной продукции. Поэтому, чтобы не повторяться, консолидируем все виды point-of-sale-материалов в единую таблицу и расшифруем сложные понятия.
Актуальная классификация POS-материалов |
Тип материала |
Описание и способы использования |
1. |
Торговое и демо-оборудование |
Витрины и стеллажи |
Дисплей и стойка |
||
Паллеты — применяется в качестве рекламно-торгового дисплея, ключевое отличие — привлекательная (паллетная) выкладка |
||
Shop-in-shop (магазин в магазине) — оформленный в едином стиле закрытый стенд продукции одной компании |
||
Тестер-стенд — применяется чаще всего косметическими брендами, снабжается информационным монитором, на котором показывются рекламные ролики |
||
Диспенсеры — рекламные установки, которые предназначены для показа, хранения и выдачи продукции покупателю в точках продаж ( с подвесными, полочными или полочными накопителями) |
||
Презентер — демо-оборудование, которое призвано выделить продукт среди конкурентов, продемонстрировав его положительные стороны; трехмерная конструкция |
||
2. |
Решения для полок |
Шелфорганайзер — выделяет товар на полке среди конкурентной продукции |
Шелфтокер — разделитель товара, представляющий собой небольшую панель, закрепляемую на краю полки или прилавка, чтобы выделить рекламируемую группу товаров |
||
Шелфстоппер — разграничивает ассортиментный ряд, реализован в форме пластиковой пластины, которая привлекает внимание к товару |
||
Полочная система для привлечения внимания к продукции |
||
Линза — зрительно увеличивает продукт, выделяя его на общем фоне |
||
Вобблер (держатель для ценника) — конструкция из двух частей: фигурно напечатанной рекламной информации и держателя-«ножки», которая чаще всего делается из тонкого прозрачного пластика или алюминия; основная цель — демонстрация |
||
3. |
Электросветовые конструкции |
Электролюминесцентные панели, гирлянды, интерьерные панно — привлекают внимание к продукту за счет подсвечивания |
4. |
Выставочное и промо-оборудование |
Стойка для POS-материалов, буклетница |
Штендер (HoReCa) |
||
Информационный стенд |
||
Промо-мебель (стол, тумба) |
||
5. |
Информационные знаки и указатели |
Стела (внутри помещения) |
Таблички и указатели (внутри помещения) |
||
Информационные мониторы (внутри помещения) |
||
6. |
Другие материалы |
Специализированная мебель с логотипом или элементами фирменного стиля |
Подсвечники, часы, салфетницы с логотипом или деталями фирменного стиля |
||
Держатель для меню — информационный материал, который доносит данные о действующем меню или спецпредложениях |
||
Mobile —POS-материал, который состоит из 2D или 3D рекламного изображения, размещаемый на потолке. Плюсы: не загромождает торговые площади, виден с дальнего расстояния |
||
Автономные жидкокристаллические экраны |
При размещении POS-материалов стоит придерживаться следующих рекомендаций и базовых принципов, связанных с такими факторами, как:
-
формат торгового зала, где будут расположены рекламные материалы;
-
особенности рекламного контента: необходимо исключить перегруженности информацией, иначе качество восприятия рекламы падает, как и эффективность всей кампании;
- правильный подбор рекламных форматов: некоторые виды POS-материалов могут скрыть недостатки интерьера торгового помещения.